- 20.10.2020
- Дмитрий Литвинов
Аддитивные технологии — будущее промышленности
20 октября акция «Неделя без турникетов», проводимая по инициативе Союза машиностроителей России, продолжилась в Техническом колледже им. С.И. Мосина Тульского государственного университета.
В этот день студенты старших курсов специальностей машиностроительного профиля провели экскурсию в цех станков с программным управлением и лабораторию аддитивных технологий для первокурсников. Благодаря современным возможностям глобальной сети, часть экскурсии смогли увидеть все желающие в группе «Абитуриенты ТулГУ» в социальной сети ВКонтакте.
Онлайн-путешествие в мир современных промышленных технологий провёл четверокурсник специальности «Специальные машины и устройства» Павел Юдаков. Он рассказал зрителям трансляции об аддитивных технологиях как о будущем мировой и российской промышленности.
— На дворе — эпоха четвёртой промышленной революции, которая характеризуется тем, что мы не удаляем лишний материал с заготовки для получения нужной детали, а добавляем его. Для этого используется 3D-принтер, — объяснял Павел.
Студент мосинского колледжа продемонстрировал работу портативного учебного 3D-принтера по изготовлению пластиковой детали. Работа устройства происходит без участия человека. Однако роль оператора оборудования в данном случае очень важна, но она заканчивается на этапе программирования. Необходимо загрузить в принтер корректную программу, чтобы деталь напечаталась в точном соответствии с заданными параметрами.
Позже на экскурсии для первокурсников студентам объяснили, что 3D-принтеры со временем заменят на производстве нынешние станки с программным управлением — обрабатывающие центры. А, значит, владеть аддитивными технологиями должен каждый будущий специалист в области машиностроения. Но современные станки с ПУ всё же рано списывать со счетов.
Заместитель директора Технического колледжа им. С.И. Мосина ТулГУ по учебно-производственной практике Сергей Юрьевич Новиков рассказал первокурсникам о работе студенческих конструкторских бюро.
— В нашем колледже их три, у каждого своя тематика. СКБ № 1 занимается разработкой управляющих программ и их отладкой, изготовлением деталей на станках с ЧПУ. Тематика СКБ № 2 связана с усовершенствованием газораспределительного механизма двигателей легковых автомобилей. Задача СКБ № 3 — создание комплекта конструкторской документации с использованием 3D-моделирования. В работе любого из этих СКБ в зависимости от вашей специальности и ваших интересов вы можете принять участие, — сказал преподаватель.
На экскурсии присутствовали первокурсники специальностей «Технология машиностроения», «Специальные машины и устройства» и «Автоматизация технологических процессов и производств». С работой оборудования их познакомили студенты четвёртого курса этих специальностей — ребята, имеющие опыт работы в СКБ, а также участия в профессиональных конкурсах, в частности, в соревнованиях по системе WorldSkills. Студенты университетского колледжа участвуют и побеждают в них регулярно.
Павел Меркулов — отличник, член СКБ № 3, а Михаил Ястребов занимается в СКБ № 1. Оба юноши уже хорошо владеют технологиями изготовления деталей на станках с ЧПУ, о чём они и рассказали своим младшим товарищам.
— Станок, или обрабатывающий центр, будь он фрезерный и токарный, работает самостоятельно с высокой точностью, но точность эта зависит от качества написания управляющей программы, — говорили ребята. — На первом этапе мы планируем заготовку, изучаем и получаем её полное описание, затем происходит технологическое проектирование, то есть, собственно, подготовка программы с использованием программного продукта «Компас 3D», в котором вы обязательно будете учиться работать. После этого — настройка станка, загрузка параметров и заготовки, а затем машина приступает к работе...
Во время учебного занятия в рамках «Недели без турникетов» студенты совместно изготовили одну несложную деталь, на этом примере первокурсники смогли увидеть всю технологию её создания. Совсем скоро им предстоит овладеть ей самостоятельно. А тем, кто только делает выбор в пользу будущей специальности, наверняка было интересно своими глазами увидеть хотя бы часть технологического процесса, используемого на современном производстве.