- 15.11.2024
Школа для волонтёров-медиков
15 ноября в Тульском государственном университете прошло образовательное мероприятие «Школа волонтёров-медиков» для студентов Медицинского института ТулГУ и Тульского областного медицинского колледжа, желающих стать волонтёрами в медицинской сфере или уже осуществляющих волонтёрскую деятельность под эгидой Всероссийского общественного движения «Волонтёры-медики».
Тематически оно было разделено на две части.
Четверокурсница Медицинского института ТулГУ, временно исполняющая обязанности регионального координатора ВОД «Волонтёры-медики» Полина Протопопова познакомила участников с деятельностью Тульского регионального отделения.
Всероссийское общественное движение «Волонтёры-медики», рассказала студентка, зародилось в 2013 году. Живёт и трудится оно под девизом «Знать! Учиться! Делиться! Помогать!».
В нашей области пионерами этого движения по праву считаются студенты Тульского областного медицинского колледжа. 8 сентября 2016 года на базе учебного заведения было открыто Тульское региональное отделение ВОД «Волонтёры-медики».
С 2019 года ядром отделения стал Медицинский институт ТулГУ.
ТРО ВОД «Волонтёры-медики», сообщила Полина, реализует ряд направлений. Это помощь медицинским организациям, первая помощь и сопровождение массовых мероприятий, санитарно-профилактическое просвещение, включающее в себя проекты «Здоровый образ жизни», «Оберегая сердца»,«Эндосфера», «ПРОзрение», «Онкопатруль, «ВИЧ/СПИД» и «Взрослеем с умом»(половое воспитание подрастающего поколения).
Существуют ещё специальные проекты — «Школа волонтёра-медика», «Добро в село» (экспресс-диагностика населения), «Школа женского здоровья» и «Друг в больнице».
Огромное значение, подчеркнула Полина, имеют такие направления деятельности, как профориентационная работа со школьниками, донорство, а также проект «ZОЖ». Последний предполагает создание штабов здоровья на площадках немедицинских организаций с целью формирования волонтёрских отрядов и обучения его членов.
Тульское региональное отделение Всероссийского общественного движения «Волонтёры-медики» насчитывает более 2 тысяч человек. Созданы местные отделения в Новомосковске и Узловой. И ребят, желающих проявить себя в добровольчестве, сказала Полина, всегда рады видеть в рядах участников.
Гвоздём второй части мероприятия стало выступление выпускника Медицинского института ТулГУ, врача-хирурга, заместителя главного врача по клинико-экспертной работе Суворовской центральной районной больницы, руководителя Школы дополнительного образования для детей «Юный доктор» Семёна Евгеньевича Помещикова.
Он прочитал ребятам лекцию «Секрет общения с пациентом». Правда, тему эту гость расширил, поскольку волонтёрам предстоит выходить с просветительской миссией в учебные заведения и выступать перед школьниками. При общении с детьми, сделал акцент Семён Евгеньевич, важно учитывать их возраст.
Школьники 7-9 лет, как правило, очень активные и живые. Говорить с ними надо медленно, спокойно, чётко и громко. И обязательно держать в поле зрения каждого. Преподносимый материал при этом нужно буквально разжевать, а в конце встречи опросить ребят, чтобы понять, как они его усвоили. Сделать вывод об этом можно по скорости поднятия рук.
Для школьников 10-12 лет правила практически те же. Работая с такими учащимися, можно углубиться в терминологию и максимально доступно её объяснить.
Чтобы расположить к себе аудиторию, состоящую из ребят 13-17 лет, нужно продемонстрировать свой авторитет, то есть сначала рассказать о своей деятельности, своём опыте и обозначить цель визита. Материал следует объяснять простыми словами и при этом увлечь слушателей. Ребятам ни в коем случае не должно быть скучно!
Чем старше возраст, тем необходимее уход в простоту. При этом лучше приводить реальные примеры, а не мучить юных слушателей графиками и статистическими данными.
От детей Семён Евгеньевич плавно перешёл к взрослым. Коммуникация, сказал он, лежит в основе доверия пациентов к своему врачу. И врач в свою очередь должен научиться разговаривать, а не просто говорить.
Разговор надо начинать уверенно, продолжать в умеренном темпе и обязательно делать паузу в нужном моменте. При этом можно жестикулировать, но не очень сильно, чтобы не отвлекать человека. Дозированная жестикуляция является разумным визуальным невербальным дополнением к передаче информации.
Студентам Семён Евгеньевич дал десять советов комфортного общения с пациентом. Прежде всего, подчеркнул он, нужно отметить, как настроен больной. Затем установить с ним зрительный контакт. Важно обратить внимание на невербальные сигналы. Использовать лучше именно партнёрскую модель общения. Следует задавать открытые вопросы, избегать шаблонов и делать паузы в разговоре. После налаживания общения нельзя забывать о правиле приватности. Врач должен быть честным по отношению к своему пациенту, проявлять эмпатию и не пренебрегать принципом конфиденциальности.
После выступления гостя студенты задали ему вопросы.
Татьяна Крикункова
Фото Михаила Гиндина