- 03.12.2024
Кадры для ОПК: научный подход
Российский научный фонд (РНФ) поддержал проекты специалистов Тульского государственного университета. Учёные разработают новый метод борьбы с микробами и усовершенствуют подготовку профессиональных кадров в учебных центрах предприятий.
Российский научный фонд подвёл итоги конкурса на получение грантов по мероприятию «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами». Конкурс направлен на поддержку и развитие научных коллективов, занимающих лидирующих позиции в определенных областях наук, уточнили в РНФ. Поддержаны больше 1200 проектов.
Гранты выделяются на проведение фундаментальных и поисковых научных исследований в 2025-2026 годах. В команде каждого проекта – от двух до четырёх человек, причём как минимум половина из них – молодые учёные до 39 лет. Размер одного гранта составляет до 1,5 миллиона рублей ежегодно.
В числе победителей – два проекта из ТулГУ. Младший научный сотрудник лаборатории биологически активных соединений и биокомпозитов Елизавета Александровна Ланцова возглавила коллектив, который займётся созданием кремнийсодержащих материалов для загрузки антибактериальных веществ.
– Одной из мировых проблем является возрастающая резистентность микроорганизмов к противомикробным средствам, – рассказала исследователь. – Мы ставим перед собой задачу создать материал, который снизит количество противомикробных средств, попадающих в окружающую среду, сможет эффективно уничтожать микроорганизмы, препятствуя образованию биоплёнок. Результатом проекта станет создание экологичных и эффективных пористых материалов с антимикробными свойствами.
Исследование ляжет в основу кандидатской диссертации Елизаветы Ланцовой, она планирует выйти на защиту в 2026 году. Что касается практических результатов работы, то они могут быть также применены в сфере создания систем для доставки лекарств и антибактериальных агентов, биосенсоров и биофильтров, сорбентов.
Заведующая кафедрой теории и методики образования Ольга Владимировна Заславская вместе с коллективом реализует проект «Учебные центры при предприятиях ОПК: педагогическая подготовка инженеров-преподавателей, задействованных в процессе дополнительного профессионального образования». Это исследование особенно актуально для промышленно развитой Тульской области.
Учебные центры давно приобрели статус полноценной структуры в системе дополнительного профессионального образования, указали авторы. Кадровый состав преподавателей таких центров представлен специалистами в различных областях науки и производства, которые выступают в роли педагогов, осуществляющих образовательный процесс, при этом зачастую они не имеют базового педагогического образования, не владеют теорией и методикой педагогического процесса.
– Это не может не влиять негативно на результаты осуществляемой ими фактически образовательной деятельности, – объяснила О.В. Заславская. – Основываясь на имеющемся опыте и накопленных научных знаниях мы проведём исследования, которые обогатят теорию и методику дополнительного профессионального образования, уточнят и качественно прирастят базовые положения андрагогики, теории управления учреждениями системы образования.
Исследование будет носить, в том числе, практический характер. Его результаты могут быть использованы в работе учебных центров, а также методическими службами, осуществляющими сопровождение процессов в системе дополнительного профобразования.
– Это не может не влиять негативно на результаты осуществляемой ими фактически образовательной деятельности, – объяснила О.В. Заславская. – Основываясь на имеющемся опыте и накопленных научных знаниях мы проведём исследования, которые обогатят теорию и методику дополнительного профессионального образования, уточнят и качественно прирастят базовые положения андрагогики, теории управления учреждениями системы образования.
Исследование будет носить, в том числе, практический характер. Его результаты могут быть использованы в работе учебных центров, а также методическими службами, осуществляющими сопровождение процессов в системе дополнительного профобразования.
Дмитрий Литвинов