Настоящий учёный мечтает сделать мир лучше 

  • 26.02.2023

Настоящий учёный мечтает сделать мир лучше 

Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой САУ Института высокоточных систем им. В.П. Грязева Олег Владимирович Горячев признаётся, что в детстве был очень любознательным и всегда стремился понять, как устроен какой-нибудь прибор или предмет. И не просто понять, но и смастерить что-то подобное самостоятельно.

— Наверное, эту страсть я унаследовал от своего отца, который, как мне тогда казалось, мог абсолютно всё сделать своими руками, — говорит он. — Ну и, конечно же, свою роль сыграли гены матери — человека коммуникабельного, открытого, доброжелательного, обладающего природным педагогическим талантом.

Желание постоянно что-то осваивать, зародившееся ещё в школьные годы, особенно ярко проявилось в студенческую пору и во время учёбы в аспирантуре.

— Студенческие годы — это и друзья, с которыми мы общаемся по сей день, и незабываемые выездные практики, и общение с влюблёнными в своё дело преподавателями, и волнительные сессии, и радость после сдачи очередного экзамена, — рассказывает Олег Владимирович. — Нашему поколению очень повезло с преподавателями! Каждый из них был интересен как личность!

Первая встреча с доктором технических наук, профессором, Заслуженным деятелем науки и техники РСФСР Борисом Михайловичем Подчуфаровым у Горячева произошла в школьные годы, когда он учился в математической школе при кафедре САУ. Став студентом, Олег Владимирович ещё больше убедился в масштабе личности учёного. Все лекции Бориса Михайловича Подчуфарова, по его словам, были пронизаны любовью к науке, стремлением к новым научным достижениям, верой в будущее кафедры и специальностей, которые она реализовывала. И, конечно же, верой в студентов — как в будущих творцов новых теорий и конструкций.

Кандидат технических наук, доцент кафедры «Высшая математика» Ефим Георгиевич Иванов первым предложил студенту попробовать себя в исследовательской деятельности. Со своим первым научным докладом на тему устойчивости динамических систем, подготовленным под руководством этого преподавателя, второкурсник Горячев выступил на студенческой конференции в Тульском государственном педагогическом институте им. Л.Н. Толстого.

Кандидат технических наук, доцент Галина Павловна Елецкая, продолжает Олег Владимирович, превосходно вела курс электромеханики. Во многом именно благодаря ей он и выбрал электромеханику темой своих исследований, несмотря на то, что главным научным направлением кафедры была тепломеханика.

Кандидата технических наук, профессора Александра Петровича Панкова Олег Владимирович всегда считал своим верным другом. Это был настоящий профессионал своего дела, учёный и экспериментатор, талантливый преподаватель, интересный собеседник, яркая личность, человек, прекрасно разбиравшийся в искусстве.

С огромным уважением и любовью отзывается Олег Владимирович о кандидате технических наук, профессоре Наталье Сергеевне Илюхиной — чудесном преподавателе, умеющем доступно изложить даже самый трудный материал.

Понимание своего места в этом мире, делится профессор Горячев, у него сложилось в студенческие годы, когда он активно работал по научной тематике кафедры и проводил занятия со студентами младших курсов в период занятости или болезни ведущего преподавателя. И это было не озарение, а естественное развитие событий.

Большое влияние на будущего учёного оказали аспиранты, увлечённо работавшие над своими диссертациями на кафедре. Они буквально заряжали своей энергией.

Немалую роль в том, что Олег Владимирович распределился работать в отраслевую лабораторию систем управления при кафедре САУ, сыграл Александр Владимирович Шустов, под руководством которого в составе группы электромехаников студент Горячев выполнял научную работу на кафедре.

— Наверное, благодаря работе с Александром Владимировичем, который в то время являлся аспирантом доктора технических наук, профессора Евгения Ефимовича Шорникова, я и смог зарекомендовать себя в глазах своего будущего научного руководителя, — сообщает Олег Владимирович. — Евгений Ефимович был талантливым конструктором, выдающимся учёным, руководителем большого научного коллектива в Конструкторском бюро приборостроения. Именно он погрузил меня в пучину реальной научной и конструкторской работы.

Основными вехами своего становления профессор Горячев считает решение реальных задач в качестве инженера-исследователя Конструкторского бюро приборостроения, участие в научно-технических конференция различного уровня, проектирование, изготовление и экспериментальное исследование первого в университете цифрового электрического следящего привода.

Ну и, безусловно, защиты в 1988 году кандидатской, а в 1999-м докторской диссертаций.

В основу их были положены результаты теоретических и экспериментальных исследований цифровых систем управления, характеристик электромеханических преобразователей, численного моделирования поведения электромеханических и мехатронных модулей и систем, полученные в рамках НИР и НИОКР, проведённых в интересах профильных предприятий.

Олег Владимирович — автор более 180 научных и научно-методических работ, 10 учебных пособий, 6 монографий и 4 патентов.

Он подготовил 9 кандидатов технических наук.

С 2004 года возглавляет кафедру САУ.

Профессор Горячев уверен, что руководитель должен быть требовательным к себе и другим, порядочным по отношению к своим сотрудникам, заинтересованным в их судьбе и профессиональном росте.

Настоящий руководитель — это лидер, способный повести за собой и никогда не забывающий о том, что своих коллег надо стимулировать и морально, и материально.

По мнению Олега Владимировича, настоящий учёный обязан иметь глубокие теоретические знания, подкреплённые экспериментальными работами, критически относиться к достигнутым результатам и обладать внутренней потребностью в дальнейшем совершенствовании теории и методов.

— От людей других профессий учёный отличается степенью неудовлетворённости существующим уровнем развития техники и технологий и постоянным желанием изменить всё к лучшему, — утверждает он. — Ну а лично мне и в обычной жизни, и в профессиональной деятельности всегда помогали трудолюбие, настойчивость, целеустремлённость, умение планировать и вера в окружающих меня людей.

— От людей других профессий учёный отличается степенью оптимизма и веры, что окружающий мир можно сделать совершеннее и лучше, неудовлетворённостью существующим уровнем развития техники и технологий и постоянным желанием пополнять свои знания, — утверждает он. — Ну а лично мне и в обычной жизни, и в профессиональной деятельности всегда помогали трудолюбие, настойчивость, целеустремлённость, умение планировать и вера в окружающих меня людей.

Татьяна Крикункова

Фото Михаила Гиндина

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности