BIM — в учебный процесс 

  • 22.03.2023

BIM — в учебный процесс 

21-22 марта в Институте горного дела и строительства проходил вебинар «Внедряем BIM в учебный процесс: практический курс».

Поясним, BIM (Building Information Model) — это объектно-ориентированная модель строительного объекта в трёхмерном виде, с элементами которой связаны данные геометрических, физических и функциональных характеристик данного строительного объекта.

Под информационным моделированием строительных объектов (Building information modeling) подразумевается процесс создания и изменения информации о строительных объектах.

В российском законодательстве BIM трактуется как технология информационного моделирования (ТИМ).

Ну а предыстория вебинара такова.

В 2020 году Тульский государственный университет подписал соглашение о сотрудничестве с отечественной компанией «Renga Software (Ренга Софтвэа)», занимающейся разработкой программного продукта для проектирования зданий и сооружений в соответствии с технологией информационного моделирования.

В этой связи важно отметить, что в Тульском представительстве компании трудится выпускник ИГДиС ТулГУ Александр Александрович Орлов.

После подписания соглашения «Renga Software» в рамках программы импортозамещения передала в дар Тульскому государственному университету программное обеспечение российского разработчика «АСКОН» на сумму 4 миллиона 400 тысяч рублей.

Компания «АСКОН» является технологическим партнёром в цифровизации промышленности и строительстве. Её решения позволяют построить фундамент для внедрения технологий Индустрии 4.0 в промышленности и BIM-технологий в строительстве.

Переданное в дар ТулГУ программное обеспечение было установлено в новом компьютерном классе 6-го учебного корпуса.

17 преподавателей Института горного дела и строительства прошли курсы повышения квалификации по работе с программным обеспечением компании «АСКОН», что дало вузу возможность участвовать во всех образовательных мероприятиях по развитию BIM-технологий в учебном процессе. 

Под научным руководством этих преподавателей студенты направления подготовки «Строительство», профилей «Промышленное и гражданское строительство», «Городское строительство и хозяйство», «Теплогазоснабжение и вентиляция», «Водоснабжение и водоотведение» используют данный программный продукт для создания цифровых двойников 6-го и 8-го корпусов университета. 

Бакалавры занимаются этим в рамках своих выпускных квалификационных, а магистранты — курсовых работ.

Первых курирует кандидат технических наук, доцент кафедры «Строительство, строительные материалы и конструкции» Ирина Александровна Захарова, а вторых — доктор технических наук, профессор кафедры «Городское строительство, архитектура и дизайн» Андрей Борисович Копылов. 

— Вся работа подразделяется на тематические блоки, при этом бакалаврам достался восьмой корпус, а магистрантам, соответственно, шестой, — пояснил доктор технических наук, профессор, директор Института горного дела и строительства Роман Анатольевич Ковалёв. — Созданные в результате коллективного труда цифровые двойники зданий могут быть использованы при разработке программы капитального ремонта обоих корпусов. Ну а для наших ребят это первый и, что очень важно, бесценный опыт изготовления полноценного конечного продукта, который поможет им в дальнейшем легко адаптироваться в проектных группах строительных фирм. 

Выпускная квалификационная работа четверокурсницы Екатерины Лазеевой (научный руководитель — кандидат технических наук, доцент кафедры «Строительство, строительные материалы и конструкции» Алла Валерьевна Прохорова) носит название «Конструкция здания высшего учебного заведения с использованием BIM-технологий». 

— Я создаю модель конструкции, в которую входят фундамент, стены, перекрытия и другие несущие элементы, — поделилась Катя. — Мне очень интересно работать над этим проектом! Чувствую себя и строителем, и конструктором одновременно.

Но вернёмся к вебинару. 

Вели его представители компаний «Renga Software» и «АСКОН». 

В первый день слушателям был предложен начальный уровень, то есть базовая информация о BIM в учебном процессе.

Она, в частности, касалась требований отрасли и работодателей к выпускникам направления подготовки «Строительство», технологий информационного моделирования в федеральных государственных образовательных стандартах и профстандартах, учебного комплекта «Renga Software» — методических материалов и оценочных средств. 

Второй день вебинара был посвящён продвинутому уровню. 

Спикеры рассказали об импортозамещении BIM-систем в учебном процессе, сотрудничестве с вендором (поставщиком, который продает и продвигает товары и услуги под собственным брендом или торговой маркой), конкурсах профессионального мастерства и познакомили с опытом образовательных учреждений по внедрению BIM в учебный процесс. 

Участниками вебинара стали преподаватели, студенты и аспиранты Института горного дела и строительства.

К ним с огромным удовольствием присоединились и те педагоги, которые, как писалось выше, прошли курсы повышения квалификации.

«Необходимо постоянно совершенствовать свои знания, двигаться вперёд и держать руку на пульсе!» — так объяснили они своё желание.

Татьяна Крикункова

Фото Михаила Гиндина

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности