- 22.02.2024
ТулГУ в зеркале ПРИОРИТЕТА
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации «О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» и решения Исполнительного совета данной программы 19-21 февраля в Тульском государственном университете совместно с представителями Федерального государственного автономного научного учреждения «Центр социологических исследований» (ФГАНУ «Социоцентр»), некоммерческой организацией, подведомственной Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, проводилась проектно-аналитическая сессия.
В качестве экспертов выступили проректор по инновационному развитию и цифровой трансформации Ульяновского государственного университета Дмитрий Юрьевич Шабалкин, проректор по развитию Дальневосточного федерального университета Елена Владимировна Харисова и помощник директора по инновационной работе Института физиологии растений им. К.А. Тимирязева Российской академии наук Максим Сергеевич Куликовский.
Они встретились и пообщались с руководством ТулГУ, посетили объекты университета, непосредственно связанные со стратегическими проектами.
В ходе установочной сессии ректор ТулГУ Олег Александрович Кравченко предложил участникам подумать об образе нашего вуза, обсудить, как стратегические проекты влияют на миссию университета и какие проблемы ТулГУ планирует решить через их реализацию.
Руководитель Проектного офиса Татьяна Викторовна Козлова презентовала программу развития университета.
В рамках реализации стратегического проекта «Перспективное вооружение», рассказала она, определены облик и особенности функционирования крупнокалиберной РСЗО морского базирования. Изготовлены и внедрены диагностические модули для системы мониторинга работы станочного оборудования СПЛАВ им. Ганичева, что позволяет оптимизировать техпроцессы и минимизировать расходы при производстве элементов вооружения и военной техники. На треть увеличен объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в интересах оборонно-промышленного комплекса. Запущена программа подготовки операторов БАС.
Студенты ТулГУ стали лауреатами ряда специальных стипендий, в том числе от предприятий.
В ходе реализации стратегического проекта «БиоХимТех» был разработан прототип анализатора для экспресс-оценки степени загрязнения воды органическими соединениями, а также биогибридный материал на основе дрожжевых микроорганизмов, инкапсулированных в кремнийорганическую матрицу золь-гель методом. Получены эффективные биоциды на основе четвертичных аммониевых соединений для использования в антисептических средствах. Опубликованы 11 статей в топовых журналах WoS. Запущена новая программа магистратуры «Химическая технология» для подготовки практико-ориентированных кадров для ведущего химического предприятия региона ОХК «Щекиноазот».
В рамках стратегического проекта «Композит» активно ведутся разработки конструкционных композиционных материалов для региональных предприятий оборонно-промышленного комплекса. Для трансляции полученного опыта и компетенций в рамках стратпроекта разработана программа дополнительного профессионального образования «Аддитивные технологии в машиностроении».
Для повышения качества инженерного образования сформирован инженерный кластер, изменена система управления в рамках «ядерных» курсов, обновлена учебная база фундаментальных инженерных дисциплин. Были оснащены по направлениям стратегических проектов лаборатории «Теоретические основы электротехники и электроники», «Информационно-измерительные системы и электрооборудование, автоматика общепромышленных механизмов», «Мехатроника, автоматизация, пневмо- и гидроэлектроавтоматика».
В университете трансформировалось IT-образование. В ядре IT-кластера был выделен трек углубленной подготовки по фундаментальным дисциплинам и сформирована система внеучебных академических активностей, включающая в себя хакатоны и школы спортивного программирования.
К реализации проекта «цифровая кафедра» удалось привлечь более 20 партнеров из промышленности и ИТ-сферы. В 2023 году запущены 14 образовательных программ переподготовки, на которые зачислены более 2000 человек. В числе обучающихся – студенты Ковровской государственной технологической академии имени В.А. Дегтярева, Калужского государственного университета имени К.Э.Циолковского, Пятигорского государственного университета.
Проект «Цифровая кафедра» оказывает влияние и на инфраструктуру вуза. Оборудованы компьютерный класс на 100 рабочих мест, 2 лектория и 1 учебная лаборатория для подготовки по предметно-ориентированным программам.
В рамках дополнительного профессионального образования ТулГУ активно взаимодействует с региональной властью — реализует 3 программы в интересах Правительства Тульской области. Вуз принимает участие в работе по повышению квалификации учителей по предмету «Черчение». Запущена программа профессионального обучения «Токарь» для АО «НПО «СПЛАВ» им. А.Н. Ганичева».
Особое внимание в ТулГУ уделяется профориентационной работе со школьниками. Являясь участником проекта «Университетские смены», вуз сотрудничает с Центром одарённых детей «Созвездие».
Одним из приоритетных направлений является развитие кадрового потенциала и подготовка кадрового резерва.
Поддержка молодых исследователей осуществляется как на университетском, так и на региональном уровне и включает в себя гранты ректора ТулГУ для магистрантов и для молодых научно-педагогических работников, целевую аспирантуру, стипендии Правительства Тульской области для соискателей учёной степени кандидата наук, гранты Правительства Тульской области в сфере науки и техники.
Модернизируется материально-техническая база. Были оснащены лаборатории «Теоретические основы электротехники и электроники», «Информационно-измерительные системы и электрооборудование, автоматика общепромышленных механизмов», «Мехатроника, автоматизация, пневмо- и гидроэлектроавтоматика». В тринадцатом учебном корпусе отремонтированы лаборатории и конференц-зал. Последний оснащён современной мультимедийной техникой. Отремонтирована библиотека во втором учебном корпусе, там же создан новый коворкинг. Благоустроена территория между третьим и четвёртым корпусами. На этом месте теперь располагается сквер.
Стратегические проекты, реализуемые вузом, резюмировала руководитель Проектного офиса, оказывают положительное влияние на все сферы деятельности университета — управление персоналом, образование, научные исследования и разработки. Это в свою очередь способствует усилению кадрового потенциала, развитию управленческих компетенций работников, их вовлечённости в обсуждение вопросов, связанных с перспективами вуза, заинтересованности в завтрашнем дне университета и его привлекательном имидже на рынке образовательных услуг.
После презентации стратегических проектов, реализуемых вузом, эксперты ФГАНУ «Социоцентр» обозначили проблемные точки. Они порекомендовали участникам обратить внимание на связь всех политик университета со стратегическими проектами и использовать матричную структуру управления ими.
Проектно-аналитической сессия продолжилась в формате командной работы по четырём направлениям: «Стратегические проекты», «Образовательная политика», «Человеческий капитал», «Позиционирование и целевая модель».
На протяжении всех трёх дней сессии доклады руководителей групп активно обсуждались. Эксперты комментировали представленные результаты работы команд и давали рекомендации.
Групповая работа ПАС завершилась итоговыми презентациями «Образ будущего университета».
Ключевые позиции по блоку «Стратегические проекты» изложил доктор технических наук, директор БиоХимТехЦентра Вячеслав Алексеевич Арляпов.
За последние три года, подчеркнул он, сделан огромный шаг в развитии науки в Тульском государственном университете, в частности, химико-биологического направления. Были созданы новые молодёжные научно-исследовательские лаборатории, научная и прикладная магистратура, сформирован штат научных сотрудников, существенно обновлена материально-техническая база университета. Однако, сделал акцент Вячеслав Алексеевич, для дальнейшего развития и движения вперёд необходимо искать новые инструменты и механизмы поддержки и коммерциализации научных исследований.
Рассуждая об образовательной политике, кандидат технических наук, заведующий кафедрой «Промышленная автоматика и робототехника» Олег Александрович Ерзин особое внимание уделили модульному принципу реализации дисциплин. Это, убеждён выступающий, позволит повысить качество образования и изменить систему мотивации.
О политике управления человеческим капиталом от лица своей команды высказался кандидат юридических наук, директор Института права и управления Михаил Александрович Берестнев.
Развитие кадрового потенциала, отметил он, подразумевает комплексную программу целевой подготовки аспирантов и докторантов в интересах университета, программу международной и внутрироссийской академической мобильности, образование кадрового резерва руководящего состава вуза, формирование репутационного потенциала исследователей и преподавателей, прогнозирование и планирование обновления профессиональной структуры персонала и развитие цифровых компетенций в системе непрерывного образования научно-педагогических работников и сотрудников.
Понятие целевой модели, сообщила проректор по международной и проектной деятельности Олеся Евгеньевна Лабадзе, позволяет обозначить перспективы масштабирования экосистемы развития университета. В ходе реализации стратегических проектов определяются инструменты взаимодействия вуза с внешней средой. В дальнейшем это будет способствовать становлению университета как исследовательского центра.
После выступлений представителей команд участники вместе с экспертами обсудили вопросы, связанные со стратегическим развитием вуза.
Завершилась проектно-аналитическая сессия подведением итогов.
Татьяна Крикункова
Фото Михаила Гиндина