- 25.10.2024
Социокультурная практика подготовки специалистов
25 октября в Тульском государственном университете прошла II Всероссийская научно-практическая очно-заочная конференция «Подготовка будущего специалиста в современном вузе как социокультурная практика».
Организатором её выступила кафедра «Теория и методика образования» Института педагогики, физической культуры, спорта и туризма.
Конференция объединила на своей площадке 127 представителей из 42 высших учебных заведений и школ, научно-исследовательских и образовательных центров из разных уголков России.
Доктор педагогических наук, профессор кафедры социального управления и конфликтологии Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева Галина Евгеньевна Котькова в Тулу приехала вместе со своим супругом, кандидатом педагогических наук, доцентом Николаем Николаевичем Котьковым.
— Мы очень рады, что принимаем участие в конференции такого уровня, — поделилась Галина Евгеньевна. — Для меня это прежде всего встреча с моим научным консультантом по докторской диссертации — Заслуженным учителем школы Российской Федерации, доктором педагогических наук, профессором, заведующей кафедрой «Теория и методика образования» Ольгой Владимировной Заславской. Ну и, конечно же, возможность представить своё видение подготовки социальных педагогов и педагогов-психологов для сельской школы.
Её доклад, рассказала гостья, носит название «Взаимодействие теории и практики в подготовке будущего специалиста как социокультурная проблема».
В настоящее время социальная педагогика необходима каждому студенту, так как им предстоит работать в социокультурном пространстве и взаимодействовать с разными категориями населения. Основой же эффективного взаимодействия в образовательных организациях и других учреждениях социальной сферы являются знания коммуникативной культуры и педагогического общения. Приобретаются они и в вузе, и во время прохождения практики, и в процессе реализации института наставничества.
Особое внимание в работе со студентами, подчеркнула Галина Евгеньевна, следует уделять сельскому социуму, у которого довольно сложная специфика. Именно поэтому ребятам необходимы не только педагогические и психологические знания, но и законодательная база, то есть юридическая подготовка. В их вузе, сообщила гостья, студенты получают такие знания в ходе практики и выездов в сельские школы в рамках научно-исследовательской лаборатории сельской школы ОГУ им. И.С. Тургенева.
— Насущная задача — это педагогизация окружающей среды! — сказала Галина Евгеньевна. — Современная система обучения специалистов социальной сферы требует существенных изменений и нуждается в усовершенствовании.
…Пленарное заседание открыла Ольга Владимировна Заславская.
По сути своей конференция, сделала она акцент, это большой разговор заинтересованных людей, понимающих, чем является образование для государства и общества. Участникам предстоит рассмотреть социокультурные аспекты подготовки специалистов.
В зале собрались студенты и зрелые специалисты, уже имеющие за плечами определённый опыт. И это символично. Подготовка человека продолжается всегда. И чтобы оставаться, образно выражаясь, живым специалистом, действительно эффективным и результативным, ему нужно постоянно заниматься своим профессиональным развитием.
Всем участникам Ольга Владимировна пожелала интересной и плодотворной работы. Она выразила уверенность, что благодаря конференции студенты смогут прочувствовать, что такое педагогика в высоком философском смысле.
С приветственным словом ко всем присутствующим обратился проректор по научной работе и добрый друг кафедры «Теория и методика образования», как его представила предыдущая выступающая, Михаил Сергеевич Воротилин.
Конкретно в этой конференции, сообщил спикер, он принимает участие во второй раз. Довелось ему побывать и на других интересных мероприятиях, организованных кафедрой «Теория и методика обучения». И его всегда поражала тёплая, дружеская и даже домашняя атмосфера, царившая на них. Огромная заслуга в том принадлежит коллективу кафедры, людям неравнодушным и неуспокоенным, настоящим подвижникам.
Актуальность тематики проводимой сегодня конференции, отметил Михаил Сергеевич, обусловлена и участием Тульского государственного университета в Программе стратегического академического лидерства «Приоритет 2030», федеральных проектах «Профессионалитет» и «Передовая инженерная школа». Все они направлены не только на оснащение материально-технической базы вуза и развитие новых научно-исследовательских направлений, но и на формирование новых специалистов, отвечающих требованиям сегодняшнего дня. И вот эту серьёзную задачу решают и Тульский государственный университет в целом, и кафедра «Теория и методика образования» в частности.
География участников сегодняшней конференции, сказал проректор, конечно же, впечатляет и свидетельствует о том, что искренний и живой интерес к научному мероприятию проявляют представители большей части территории Российской Федерации.
Сам он, поделился Михаил Сергеевич, является не только добрым другом кафедры «Теория и методика обучения», но и её выпускником, поскольку в своё время был слушателем по программе преподавателя высшей школы. А когда впервые попал на занятия, то буквально влюбился в Ольгу Владимировну Заславскую — как в профессионала, педагога и великолепного рассказчика. Да и у всех учёных кафедры очень высокий потенциал, позволивший им достойно подготовить преподавателей высшей школы из числа представителей не только ТулГУ, но и других образовательных организаций и ведущих предприятий региона. И он уже, признался Михаил Сергеевич, влюбился в саму кафедру. И это светлое чувство хранит в своей душе.
Среди студентов, которые принимают участие в конференции, обратился проректор к молодому поколению, есть те ребята, которые после окончания учёбы останутся работать в родном вузе. Их ждёт преподавательская стезя. И сегодня они не только получат массу полезной и интересной информации, но и смогут продуктивно пообщаться друг с другом. А это общение и станет залогом дальнейшего надёжного партнёрства.
На пленарном заседании прозвучали доклады Ольги Владимировны Заславской и Галины Евгеньевны Котьковой. Как подчеркнула сама заведующая кафедрой «Теория и методика образования», эти выступления призваны стать отправными точками обсуждения актуальных вопросов на секциях конференции.
Вниманию участников профессор Заславская предложила свою работу «Социокультурные аспекты подготовки специалистов в современном вузе». Красной нитью через неё прошла мысль о том, что образование как феномен является частью социокультурного пространства. Связь образования и культуры давняя и неразрывная. Именно образование должно выступать способом вхождения в культуру.
Выдающийся представитель гуманистической педагогики, философ, культуролог, правовед и филолог Сергей Иосифович Гессен утверждал: «Задача всякого образования — приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в человека культурного...» Задача высшего образования, добавила от себя Ольга Владимировна Заславская, это превращение природного студента в носителя профессиональной культуры. Такой человек знает, куда ему думать, когда речь идёт о его профессиональной деятельности.
Особое внимание в своём выступлении учёный-педагог уделила гуманитаризации вузовского образования.
Работа конференции продолжилась в секциях «Педагогические технологии подготовки специалиста: социокультурный контекст» и «Содержание подготовки специалиста как социокультурной практики».
Татьяна Крикункова
Фото Михаила Гиндина