Как построить эффективную коммуникацию и стать автором своей жизни

  • 12.11.2024

Как построить эффективную коммуникацию и стать автором своей жизни

12 ноября в рамках реализации Программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» и развития партнёрства с ведущим работодателем региона в Тульском государственном университете прошли встречи студентов I-II курсов Института высокоточных систем им. В.П. Грязева, Естественно-научного и Политехнического институтов с представителями АО «Щёкиноазот». 

Мероприятия были организованы Студией карьеры ТулГУ.

Выпускница направления подготовки «Социология» Института гуманитарных и социальных наук, а ныне ведущий специалист компании по оценке и развитию персонала Анастасия Романовна Каблукова провела для студентов тренинг «Эффективная коммуникация. Я тебя слышу и понимаю. А ты?».

Да, сегодняшние участники пока ещё младшекурсники. Но впереди у них большая, насыщенная и очень интересная жизнь. И на пути достижения значимых целей им придётся выстраивать коммуникации с самыми разными людьми. Именно эффективность коммуникаций определит успешность в жизни. А потому учиться выстраивать их нужно уже сейчас.

Коммуникация, пояснила Анастасия Романовна, бывает эффективной и неэффективной. Так вот первая отличается от второй тем, что направлена на достижение конкретной цели. Коммуникацией — как процессом — можно и нужно управлять!

Любая коммуникация включает установление контакта, диалог, аргументацию и завершение общения.

Цель установления контакта заключается в формировании первого позитивного впечатления. А создаётся оно в первые несколько секунд. И как тут не вспомнить знаменитую фразу: «У вас никогда не будет второго шанса создать первое впечатление». Её приписывают и Коко Шанель, и Бернарду Шоу, но суть от этого не меняется. Первое впечатление играет огромную роль! И зрительный контакт особенно важен!

В ходе диалога человек спрашивает, обозначает свою цель, уточняет и даёт возможность понять визави, что его слышат.

Вопросы помогают получить информацию, проявить интерес к собеседнику, перехватить или удержать инициативу в общении.

Они подразделяются на открытые и закрытые.

Что вас интересует? Каких результатов ожидаете? Чего хотите добиться? На что обращаете внимание? Что хотите получить в итоге? Когда можно приступить к работе? Эти и подобные им вопросы — открытые. 

В закрытых вопросах можно ограничиться утверждением или отрицанием в зависимости от ситуации.

— Кто задаёт вопрос, тот управляет беседой! — сообщила выступающая. — Помните об этом всегда, ребята! 

Анастасия Романовна рассказала об эффективной технике постановки вопросов, так называемой воронке вопросов, позволяющей определить потребности человека. Она привела пример построения воронки, в верхней, самой широкой, части которой располагался вопрос о том, что для претендента важно при выборе профессии, а в самой узкой, нижней, части — вопрос о том, согласен ли он на должность инженера технолога. 

Гостья подробно остановилась на ошибках, которые люди могут совершить, когда задают вопросы. 

Оказывается, не рекомендуется начинать разговор с закрытого вопроса, задавать вопрос, в котором уже содержится ответ, или отвечать на свой же вопрос, задавать целую серию вопросов, не дослушав ответов, делать вид, что ответ понятен, когда это совсем не так, или же перебивать в середине ответа, вообще не задавать вопросов. 

Особое внимание Анастасия Романовна уделила приемам активного слушания. К ним относятся открытая поза, зрительный контакт, мимика и жесты, внимание. 

Бывает так, отметила она, что хромают зрительный контакт и внимание. Человек как бы физически присутствует, но находится в своём мирке — сидит в своём телефончике. И это сразу же бросается в глаза. Вроде бы слушатель есть, и вроде бы его нет… Об этом, конечно же, стоит задуматься. 

— Активное слушание способствует желанию собеседника говорить, — подчеркнула гостья.

Что касается аргументации, то это процесс, направленный на обоснование позиции одного человека с целью последующего её понимания и принятия другим человеком. Умение убеждать других нужно для того, чтобы донести свои мысли, достичь своей цели, проявить себя как личность и отстоять свои интересы. Безусловно, огромное значение здесь имеют сила аргумента и сила личности (харизма). 

Последний этап — это завершение общения. Собеседники убеждается, что они правильно поняли друг друга, закрепляют достигшие договорённости, стараются расстаться на позитивной волне. 

К техникам завершения общения относятся перифраз, эхо реакции и резюмирование (подытоживание основных идей и мыслей).

Анастасия Романовна предложила студентам поиграть в неожиданное знакомство.

Суть игры такова. В один из городов приехала оперная певица. Самая настоящая звезда! Но вот незадача, перед выступлением у неё порвалось шикарное сценическое платье. А иголка есть только у Кощея Бессмертного. И у него её надо выпросить, то есть убедить одолжить на время.
Студенту, вызвавшемуся исполнить роль продюсера звезды, помогали все участники встречи. Зная, что Кощей Бессмертный над златом чахнет, то есть очень скупой персонаж, предложили ему за услугу бесплатно посетить концерт оперной дивы. И даже пригрозили в случае отказа изъять упоминание о нём из всех сказок. Конечно же, Кощея запугать трудно, а вот от бесплатного концерта он вряд ли бы отказался…

— Но начинать общение с Кощеем нужно с описания ситуации, с предыстории, рассказать ему о том, что произошло, а потом уже обращаться с просьбой, — посоветовала ребятам Анастасия Романовна. — Так будет правильно! 

— Очень понравился тренинг! — поделился своими впечатлениями первокурсник Политехнического института Артём Голубев. —Такие занятия учат нас быть коммуникабельными, открытыми, активными по жизни людьми. Ну и, конечно же, объясняют нам, как вести диалог. Это обязательно пригодится нам в дальнейшем, когда мы будем проходить собеседование при трудоустройстве. 

В этот же день руководитель группы по развитию молодёжной политики АО «Щёкиноазот» Елизавета Алексеевна Заломова провела для студентов тренинг «Как стать автором собственной жизни». 

Цель его, по словам ведущей, заключается в том, чтобы помочь каждому студенту понять, каким образом он может создавать обстоятельства своей жизни, а не только реагировать на внешние изменения. 

— Когда человек понимает это, он становится автором собственной жизни и по-другому другому принимает решения, — прокомментировала Елизавета Алексеевна. — Ответственность означает авторство. 

Татьяна Крикункова 

Фото Михаила Гиндина

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности