Почему изучение истории — естественная потребность человека

  • 11.12.2022

Почему изучение истории — естественная потребность человека

В ТулГУ 10 декабря прошло финальное мероприятие школы-съезда молодых историков и представителей молодёжного медиацентра при Минобрнауки России. Участники в течение трёх дней проходили интенсивное обучение на лекциях и мастер-классах, чтобы создать собственный медиапродукт на историческую тематику.

В завершении образовательной программы молодые специалисты выступили с презентациями итогов своей работы перед экспертным жюри. Победителем стала команда «Хабаровский процесс: Нюрнберг-на-Амуре». В составе команды работал студент Института права и управления Дмитрий Зубцов.

А участникам команды «НеДикое поле» предоставят возможность опубликовать свой материал в научном журнале.

Студентка Института гуманитарных и социальных наук Дарья Янчук, участница команды, готовившей проект на тему «250-летие со дня рождения Михаила Михайловича Сперанского» поделилась своим мнением: «Съезд позволил мне познакомиться с настоящими профессионалами, у которых горят глаза от любимого дела. В который раз убеждаюсь, что случайности решают всё. Такие моменты очень вдохновляют. Конечно, с точки зрения организации мероприятия, для меня, как для пиарщика, это очень большой и важный опыт». 

Работу школы-съезда сопровождали волонтёры Института гуманитарных и социальных наук, которые помогали с организацией съезда и наполняли информационное пространство своевременным и интересным контентом! 

Мы поговорили с координатором молодёжного отделения Российского исторического общества (РИО) Иваном Кулаковым о прошедшем мероприятии и деятельности организации.

— Расскажите о молодёжном клубе РИО. Кто в него входит, какие цели у этого объединения?

— Клуб создан недавно — в июне 2022, идею поддержали министр науки и высшего образования Валерий Николаевич Фальков и председатель РИО Сергей Евгеньевич Нарышкин. Клуб объединяет молодых историков от 18 до 35 лет, это студенты и аспиранты, молодые учёные, те, кто занимается популяризацией истории, в том числе блогеры. То есть все те, кто связан с популяризацией и сохранением исторической памяти и правды.

Наша цель — объединить молодых историков, создать коммуникативную площадку, пространство для обмена мнениями, поддержания научной дискуссии, развитие связей между молодыми специалистами в разных концах страны. То есть мы создаём профессиональное сообщество молодых историков, чтобы они могли участвовать и реализовать свои проекты, выигрывать гранты, постоянно развиваться. Повышение качества исторических исследований — одна из важных задач молодёжного клуба РИО.

— Почему молодёжь тянется к изучению истории? Чего им не хватает на занятиях в вузах?

— Тяга к истории, как говорила известный историк Наталия Ивановна Басовская, это естественная потребность человека. Потому что даже в повседневной жизни, когда люди собираются вместе, то они рассказывают друг другу истории — то есть это уже история и это так естественно на подсознательном уровне. Крайне важно для понимания происходящих сейчас процессов, знать причинно-следственные связи, понимать их истоки. История России — яркая и интересная, в ней много дискуссионных моментов, но от этого становится только интереснее, как в контексте отечественного, так и мирового исторического процесса. Молодёжи это нравится. Причем мы говорим даже про не-историков, то есть тех, кто не занимается этой наукой профессионально. Сейчас действительно большой всплеск интереса к этой дисциплине.

Мы проводили опрос среди студентов исторических факультетов, чего им не хватает в обучении. Ребята говорили, что на занятиях в вузах недостаёт узких специальных дисциплин — таких как палеография, архивная эвристика, источниковедение, вспомогательные исторические дисциплины, теория и методология история. То есть то, что важно для будущего профессионала, то, что он должен впитать на студенческой скамье и дальше использовать. Одна из задач молодёжного клуба РИО — помогать молодым историкам. 

— Насколько по вашему мнению сбалансирован школьный курс истории и для чего потребовался единый учебник истории?

— Если говорить про школу, то сейчас программы, например, седьмого и одиннадцатого классов могут различаться настолько, что ученик, подходя к окончанию школы, сталкивается с совершенно другими трактовками событий, о которых слышал и изучал раньше. Поэтому и важен единый учебник, в котором бы объективно, чётко, достоверно, выверено и понятно излагалась бы информация, давалось понимание об основных исторических событиях. История должна объединять, а не разъединять людей.

При подготовке учебника важно провести полную проверку всех материалов большой группой профессиональных экспертов, структурировать подачу информации. Только тогда ребята смогут применять знания, даже если не станут профессиональными историками. У них сформируется базис знаний, и это будет на всю жизнь.

— В Туле прошла школа-съезд молодых историков. Расскажите о её темах.

— Для начала отмечу, что в работе школы участвуют представители 38 регионов России. Цель мероприятия — научить ребят, чтобы они приехали в свои регионы и делись бы там информацией, становились экспертами исторического просвещения, развивали собственные медиапроекты.

Что касается тем, то их четыре и все они актуальные: это «80-летие победы под Сталинградом», «250-летие со дня рождения Михаила Михайловича Сперанского», «Хабаровский процесс» и «Российский юг. История освоения и развития Россией Новороссийского края».

Все эти темы очень значимые. Благодаря победе в Сталинградской битве, не только наш народ воспрял духом, но и союзники СССР приняли вектор на поддержку нашей страны в войне. Это коренным образом переломило ход Великой Отечественной войны. Об этом нужно помнить, и это знание распространять. История Новороссии актуальна, поскольку этой осенью в составе России появились четыре новых субъектаю. Раньше они назывались «дикое поле», там не было ничего, и только с приходом Российской Империи началось их развитие. Фамилии Потёмкина, Воронцова и других деятелей навсегда вошли в историю как созидателей и тех, кто развивал нашу страну. В период СССР эти территории получили новое развитие, стали сильными индустриальными центрами. Михаил Николаевич Сперанский был большим государственником, он ввёл в действие многие важные законы, провёл реформы, определившее развитие России на годы вперёд. И, конечно, в год юбилея нельзя о нём не вспомнить. Меньше на слуху — так называемый Хабаровский процесс, в котором были осуждены японские милитаристы, планировавшие применение биологического оружия в СССР. Сегодня мы вновь понимаем значимость этой и других тем.

— Что интересного предложили участники?

— Главный итог школы — горящие глаза её участников и желание обязательно реализовать и развивать свои проекты. По четырём названным темам созданы группы ВКонтакте, которые будут наполнять их авторы, причём этот процесс уже начался. За короткое время там появился интересный контент, которого будет становиться больше. Я видел, как участники даже ночью готовили контент: монтировали ролики, записывали подкасты, чтобы опубликовать их утром. Это хороший результат, который говорит об увлечённости участников своим делом и о том, что полученные навыки и знания они будут развивать и дальше, и делиться ими.

Мы благодарны Тульскому государственному университету за отличную организацию школы, за гостеприимство, за понимание важности нашей общей работы.

Дмитрий Литвинов

Фото пресс-службы РГГУ

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности