- 07.02.2023
Человек. Педагог. Учёный
Заслуженный учитель школы Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой «Теория и методика образования» Института педагогики, физической культуры, спорта и туризма ТулГУ Ольга Владимировна Заславская — педагог в третьем поколении.
С самого раннего детства она знала, что будет учительницей. Выбор обусловили традиции её семьи, в которой как по материнской, так и по отцовской линии были представители этой благородной профессии. Бабушка, Елизавета Семёновна Гопина, была учительницей начальных классов, мама, Галина Ивановна Лубянская, — доктором филологических наук, профессором, а папа, Владимир Борисович Мошкевич, — кандидатом педагогических наук, доцентом.
— Мои родные всегда остаются для меня примером творческого и, что очень важно, любовного отношения к своему ремеслу, ученикам и коллегам, — признаётся Ольга Владимировна. — По прошествии лет могу с уверенностью сказать, что с выбором я не ошиблась.
После школы поступила на историко-филологический факультет ТГПУ им. Л.Н. Толстого, который в своё время окончили её родители.
Преподаватели у неё были замечательные — и люди интеллигентные, и учёные настоящие.
С глубоким уважением отзывается Ольга Владимировна о кандидате филологических наук, преподавателе зарубежной литературы Рафаэле Соломоновиче Шнейдермане, кандидате филологических наук Зинаиде Николаевне Великодворской, которая вела у студентов дисциплину «Русский язык», кандидате филологических наук, знатоке отечественной литературы советского периода Залмане Израилевиче Левинсоне, кандидате филологических наук, профессоре, преподавателе фольклора и древнерусской литературы Николае Александровиче Милонове.
— Все, кто учился в эти годы и позже, помнят моих родителей, работавших на нашем факультете и преподававших теорию литературы и педагогику, — добавляет профессор Заславская.
Студенческая пора, по словам Ольги Владимировны, всегда ассоциировалась у неё с молодостью, ощущением радости бытия и верой в то, что всё задуманное обязательно сбудется.
После института началась яркая и насыщенная событиями профессиональная жизнь. А она у педагога, уверена Заславская, удивительная. Каждый новый день воспринимается как интересный случай: всегда разные ученики, всегда особенные обстоятельства и всегда ответственные решения.
— Я никогда не сомневалась в своём предназначении и счастлива, что это подтверждается общением с моими учениками — бывшими и настоящими, — делится она. — Я очень дорожу их отношением ко мне.
Важнейшей вехой своего профессионального пути Ольга Владимировна считает работу учителем, а потом завучем в школе № 54 города Тулы. Это был период, как она сама выразилась, «врастания» в профессию. Благодаря ему и пришло понимание того, как протекает реальный педагогический процесс, как должны складываться и развиваться отношения с учениками и коллегами.
Работая учителем, Заславская начала заниматься наукой. Кандидатскую диссертацию защитила в Московском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина.
Знаковыми стали для Ольги Владимировны и девяностые годы, на которые пришлась её деятельность на посту заведующего кафедрой и проректора в областном Институте развития образования. Это было время творческой свободы, поиска новых решений, знакомства с яркими и интересными педагогами — настоящими профессионалами и подвижниками.
— В связи с этим не могу не вспомнить доктора педагогических наук, профессора, на тот момент директора департамента образования Тульской области Владимира Матвеевича Петровичева, — говорит она. — Благодаря смелости и настойчивости этого человека система образования региона приобрела новое качество и стала примером для многих субъектов Российской Федерации.
Именно в эти годы в диссертационном совете Российской академии образования Ольга Владимировна защитила докторскую диссертацию, стала профессором.
В основу педагогических исследований Заславской положен опыт работы в школе и с педагогическими коллективами региона, а также творческого взаимодействия с учёными России, изучающими возможности формирования личности средствами образовательного процесса.
— На стене моего рабочего кабинета висят портреты тех, кто стал для меня образцом благородства и честности в профессии и жизни, — повествует она. — Среди них выдающийся учёный-практик, автор теории воспитательных систем, академик Людмила Ивановна Новикова, к чьей научной школе я как исследователь принадлежу.
По мнению профессора Заславской, настоящий учёный — это человек, мыслящий свободно и самостоятельно, готовый делиться накопленным опытом, увлечённый своим делом, верящий в животворную силу науки. Но ещё и работяга в самом высоком смысле этого слова!
Ольга Владимировна — эксперт Российского научного фонда, член экспертного Совета ВАК по педагогике и психологии.
Она автор более 100 научных работ. Подготовила 1 доктора и 11 кандидатов педагогических наук.
На протяжении многих лет Ольга Владимировна успешно совмещает научную и педагогическую деятельность с управленческой.
Она считает, что хороший управленец должен в первую очередь постичь сущность и смысл процессов, которыми он управляет. Сама Заславская старается придерживаться именно этого принципа.
— А ещё надо уважать людей, которые на время оказались в твоём подчинении, — подчёркивает она. — Необходимо помнить, что униженный и подавленный человек не продуктивен в работе, а творчество и инициатива рождаются только в условиях свободы, профессиональной безопасности и взаимопомощи.
Ольга Владимировна не скрывает, что опор в жизни у неё немало. Это семья, работа, ученики, проверенные временем друзья.
— В самых трудных ситуациях меня поддерживают убеждённость в том, что я делаю благородное дело, и уважение тех, кто рядом, — говорит она. — И я по-прежнему сверяюсь с моими родителями, которых уже давно нет на свете. В моём сознании они продолжают оценивать меня, и эта оценка остаётся для меня и нравственным, и профессиональным ориентиром.
Татьяна Крикункова
Фото Михаила Гиндина